История школы Дзэн в Японии

Текст Платуновой А. 

При использовании материала просьба ссылаться на автора и сайт.

 

В Японию дзэн пришел довольно поздно – уже в конце XII века. Однако, практика «созерцания» и понятие дзэн стали известны еще в период Нара (710 —794 гг. н.э.),  уже тогда существовал монашеский титул «наставник в созерцании», дзэндзи; на протяжении нескольких веков эта традиция развивалась внутри школы Тэндай, но в XII в. она в сочетании с учениями, воспринятыми уже из сунского Китая, оформилась в особую школу. И первой школой дзэн, появившейся в Японии, была школа Риндзай.

Основателем школы был монах по имени Эйсай (или другой вариант произношения его имени – Ё:сай, 栄西, годы жизни 1140 – 1215). Вначале он принадлежал к школе Тэндай (天台宗 яп. Тэндайсю:, кит. Тяньтай цзун), но путешествуя по Китаю, он стал учеником монаха школы Линьцзи (яп. Риндзай) по имени Сюйань. Вернувшись в Японию в 1194 году, он в 1202 году основал первый дзэнский монастырь в Японии – Кэнниндзи (建仁寺). Считается, что именно Эйсай привез в Японию из Китая семена чая и благодаря ему в дзэнских монастырях вошла в обиход практика чаепития.

В тот момент, когда Эйсай привез новое для Японии учение, в самой Японии происходили серьезные перемены. Во всей структуре японского общества и в системе управления все кардинально менялось. К власти, после трехсот лет мирного правления родовой аристократии, в результате военных столкновений пришло сословие воинов.

Новая религиозно-философская система пришлась как нельзя кстати новой власти. Но, как отмечают многие исследователи, для большинства представителей воинского сословия философия дзэн была слишком сложной, та необычная, парадоксальная форма, в которую она была облечена, была чуждой для простых самураев. Но для них было важным то, что это учение связывало их напрямую с новой китайской культурой. Но, так же, по другим оценкам, практика Дзэн нравилась воинам своей простотой – в отличие от сложных обрядов Сингон и Тэндай.

Проникновение Дзэн из Китая в Японию было достаточно сложным многослойным событием, но, этот процесс можно поделить на две основные составляющие:

  1. Проникновение в Японию чаньской литературы, учения и стиля обучения.
  2. Установление в Японии монастырской институциональной модели по образцам буддийских монастырей Китая эпохи Южной Сун (1127-1272).

Проникновение философии и практики Дзэн в Японию происходило благодаря японским монахам, которые уезжали в Китай учиться и потом возвращались обратно в Японию, а также непосредственно через китайских наставников и монахов, которые приезжали в Японию. Благодаря им в Японию были завезены и стали использоваться все те правила, ритуалы, методы практики, которые использовались в китайских монастырях Чань.

В результате Дзэн оказал влияние не только на все области жизни воинского сословия, но привлек к себе и придворную аристократию, и даже членов императорской фамилии.

Так как в Китае к этому моменту уже началось угасание Чань, а к тому же по причине нашествия монголов на Китай, многие китайские монахи, узнав о столь быстром распространении Дзэн в Японии, отправились в Японию.

После того как в XIV веке власть перешла в руки сёгунов из рода Асикага, правительство провело ряд мероприятий по установлению государственного контроля над всеми монастырями Дзэн. По китайскому образцу была создана система годзан (五山, яп годзан) – система «пяти гор», или, как еще переводят, «пяти монастырей». О системе годзан мы еще поговорим впоследствии более подробно. О ее создании было объявлено в 1341 году, но уже к 1353 году в нее входило десять монастырей, и название годзан стало условным.

В период Асикага (другое название периода Муромати (1338 – 1573) Дзэн школы Риндзай стал официальной идеологией сёгуната. Именно этот период стал периодом наивысшего расцвета Дзэн в Японии. Помимо этого в монастырях зародилась и расцвела литература годзан бунгаку — литература «пяти гор», она создавалась дзэнскими монахами на китайском языке.

Влияние монастырей системы годзан на японское общество и культуру было очень глубоким. Именно благодаря им сложилась культура Японии XIV – XV веков.

Главный храм линии Мёсиндзи, к которой принадлежит Согэндзи, был основан как раз в эпоху Асикага. Далее на фото вы можете увидеть несколько строений и один и садов Мёсиндзи (все объекты являются национальными сокровищами)