Харада Сёдо Роси: краткая биография

Харада Сэйтё родился 26 августа 1940 года, в городе Нара, в Японии, в семье буддийского священника. Он был третьим ребенком в семье и вторым сыном, впоследствии в этой теплой, любящей семье родилось еще три ребенка, три девочки. У Сэйтё было обычное детство, заполненное играми с младшими сестрами, в которых он верховодил, иногда подбивая их на различное озорство, например, изобретая способы пробраться незамеченными в кинотеатр, ради самого любимого дела на свете – просмотра приключенческих фильмов. Храм, в котором служил отец, был бедным, времена были тяжелые, и на такие развлечения денег не было.

Хотя его отец был буддийским священником, и Сэйтё вырос в буддийском храме, у него не было никакого желания становится буддийским священником или монахом. Ребенком он был очарован ракетами и хотел стать пилотом. В подростковом возрасте он заинтересовался психологией, что впоследствие переросло в глубокий интерес к природе человеческого ума.

Он даже планировал стать психологом, но этот план неожиданно изменился в тот день, когда отец попросил его отвезти что-то в монастырь Мёсиндзи, который был головным храмом ветви, к которой принадлежал их маленький храм. Вот что рассказывает сам Сёдо Харада Роси:

Было раннее утро, поэтому автобусы были переполнены. Мне пришлось проталкиваться сквозь плотную толпу, чтобы пробраться в конец автобуса. И как только я пробрался туда, я увидел одного человека, вид которого невероятно меня поразил. Он находился в удивительном присутствии в настоящем, он весь как-то светился. Это был всего лишь старый монах, в рясе и в очках, он читал книгу, но в то же самое время он весь сиял. По сравнению с ним, все люди вокруг выглядили отяжеленными своими мыслями и заботами. Я стоял у прохода, молодой парень, который не любил буддизм и жил в храме лишь потому, что там родился, но в этот момент было глубоко тронут этим человеком, который выглядел таким умным, глубоким и столь спокойным, который просто сиял, излучая духовный свет. Почему же он так отличается от всех остальных в этом автобусе? Я никогда прежде не встречал подобных людей, и никак не мог понять что же в нем такого, что вызывает во мне такое вдохновение? И вот передо мной, выросшем в буддийской среде, в которой не хотел оставаться, считавшем, что ни храмы, ни священники ничего из себя не представляют, вдруг появляется этот удивительный человек, с всей его удивительной глубиной, который был никем иным, как буддийским священником.

Я был настолько заинтригован этим человеком и вопросом, который он во мне вызвал самим своим присутствием, что когда он сошел с автобуса, я последовал за ним. Я выяснил, что этот человек, Ямада Мумон, направлялся в Рэйунин, небольшой храм на территории Мёсиндзи. Я проследовал за ним до самых ворот и увидел, как он туда зашел.

Ямада Мумон Роси был Наставником Дзэн в линии Тэнрюдзи, настоятелем монастыря Сёфукудзи в Кобэ. Так же он был настоятелем Рёйунин, храма из комплекса Мёсиндзи, и президентом университета Ханадзоно, буддийского университета школы Риндзай, в который в скором будущем поступит молодой Харада Сэйтё.

Именно эта встреча заставила меня осознать, как ограничено было мое понимание буддизма. Я увидел, что есть огромный пласт этой религии, о котором я не имел и представления. Несмотря на то, что я вырос храме, я повернулся спиной к учению Будды, и сомневаюсь, стал бы я когда-нибудь монахом, не встреть я Мумон Роси. Благодаря ему я впервые увидел, как внутренние качества человека могут сиять через все его существо, и осознал, что должен узнать больше об этом учении, которое так освещало Мумон Роси.

Когда молодой Харада Сэйтё учился в университете Ханадзоно, его отец умер, и его старший брат принял на себя должность настоятеля храма в Нара. Это дало Сэйтё свободу принятия решения относительно своей жизни. Закончив университет, он отправился пешком через горы и леса в Сёфукудзи, в Кобэ, и стал монахом у Мумон Роси. Он получил монашеское имя Сёдо (яп. 正道, «Истинный Путь»).

Он вложил всего себя в практику в монастыре Сёфукудзи, пройдя через множество интенсивных недельных ретритов (сэссин). Но, как бы то ни было, после одного сэссина он почувствовал себя абсолютно расстроенным своим состоянием ума, хотя он и работал изо всех сил, но все еще не пережил кэнсё. После еще двух лет интенсивной практики, все еще не пережив кэнсё, он попросил у Мумон Роси разрешения покинуть монастырь. Он сказал, что хочет уйти в горы, чтобы практиковать там в одиночестве до тех пор, пока не достигнет пробуждения. Мумон Роси ничего не сказал, лишь посмотрел на него и после этого спросил: «А что если ты не переживешь кэнсё?». «Я не вернусь до тех пор, пока не переживу его!» – безапеляционно ответил монах. Так он получил разрешение покинуть монастырь.

Останавливаясь в горах между префектурами Хиросима и Симанэ, он долго и упорно сидел дзадзэн, с твердым намерением пережить духовный прорыв. И однажды, в один воскресный день, несколько людей, идущих через горы, остановились около него и спросили: «Вы буддийский монах?». Услышав утвердительный ответ они сказали: «Какой вы счастливый, вы можете так практиковать весь день, всю неделю! Мы же работаем, и у нас есть всего один день на то, чтобы подняться в горы и повторять имя Будды». Внезапно:

И вдруг весь тяжкий груз упал, как будто бы кто-то ударил меня по спине, и все изнутри пробудилось. Тут же я осознал свою давнюю ошибку и немедленно вернулся в монастырь. В тот день, в горах, я осознал, что нет «я», которое может беспокоить! Я разрушал себя, делал сам себя абсолютно несчастным, беспокоясь о проблеме пробуждения, когда в действительности это было обнаружено в жизни этим самым днем, каждым днем. Все придет ко мне, даже если я не буду ничего делать, если я прекращу беспокоиться о своих мелких проблемах. Не изолировать себя в горах, спрятавшись ото всех, отбросив всех прочь и беспокоиться о своем собственном мелком состоянии ума, а, напротив, выйти и быть тем, что приносит мне каждый день, – вот что стало моей практикой и выражением пробуждения! Как только я это осознал, вся моя жизнь совершенно изменилась. Теперь я знал, у меня нет никаких проблем, потому как нет никого, кто мог бы почувствовать эти проблемы.

Когда я спустился с гор, я знал, что мне нужно делать с этой жизнью – полностью жить целью принесения этой кристальной чистой осознанности другим людям. И это все, что мне хотелось делать, в действительности, именно это я и делал с самого начала, но до этого я запутался в маленьком, эгоистичном пути. Я ушел в горы лишь ради моего собственного просветления, это было проявлением моего эго. Но благодаря этому я смог пробудиться к великой цели, пробудиться к великой природе, которая должна работать в этом мире.

После всего этого дзадзэн стал совершенно другим. До этого я сидел с тяжелылм ощущением себя. Теперь же я этого не делал, но чувствовал через свой дзадзэн, как я живу через нечто великое, через великую энергию. Впервые мои глаза не двигались во время дзадзэн, но были просто расположены на полу, на который я смотрел. Во время кинхин, медитации в ходьбе, мои глаза были там, куда я смотрел, а не блуждали по сторонам. Так продолжалось несколько дней, и привело меня туда, где я мог отвечать на коаны гораздо быстрее. Того, что мне до этого мешало, более здесь не было.

Я видел насколько легче могу теперь понять то, что говорит мне мой учитель. Коаны и слова, которые я получал, пройдя коаны, выглядели для меня очевидными, я мог моментально ухватить их смысл. Я сидел легко и энергично, не ощущая более никакой тяжести. То, что произошло со мной в горах, поменяло мою жизнь.

Харада Сёдо практиковал в Сёфукудзи в течение двадцати лет. Однажды престарелый настоятель монастыря Согэндзи позвонил Мумон Роси и попросил прислать приемника. Мумон Роси выбрал Харада Сёдо, и после получения передачи Дхармы, инка, в 1983 году, Харада Сёдо отправился учить в Согэндзи. Через несколько лет он начал ездить в США, чтобы учить там и в 1989 году провел там свой первый сэссин для группы учеников, что впоследствие привело к созданию дзэн-монастыря Тахома Согэндзи на Уидби Айланд, в штате Вашингтон. Еще через несколько лет он начал свои поездки в Европу, где тоже сложилась большая группа учеников, которая стала сангхой Хокуодзан Согэндзи. Помимо этого каждый год Сёдо Харада Роси проводит сэссин в южной Индии, в монастыре, основанном его учеником из Индии, Бодхидхармой. С тех пор группы учеников Сёдо Харада Роси распространяются по всему миру. По праву нося титул Наставника Дзэн, он обучает учеников в разных странах мира, и в то же самое время является настоятелем японского монастыря Согэндзи, где он полностью посвящает себя обучению своих учеников, что включает в себя повседневное обучение и ежемесячные недельные оосэссин. Он полностью и глубоко отдает себя в то, чтобы поддерживать Дхарму Будды живой на самом глубоком уровне.

Перевод биографии с англ. One Drop Zendo Russia, перевод сделан по книге Shodo Harada Roshi, “How to do Zazen”, trans. from Japanese and biography by Priscilla Storandt and Thomas Yuho Kirchner, – The Institute for Zen Studies, Kyoto, 2010.