Newsletter N 86 “2013 год – год Змеи”

Newsletter N 86

2013 год – год Змеи

illust08_jpg

Новогоднее стихотворение и наставление Сёдо Харада Роси

1 января 2013

Выпивая Небо и Землю, далекое и близкое исчезает;

Когда повсюду не-форма, тогда где бы ни находился – все есть истина.

Войти в траву, стать змеей, с безграничным намерением –

Быть всегда свежим в обете любить все живые существа.

Каждый Новый Год мы начинаем с того, что преподносим стихотворение, пути Дзэн, Бодхидхарме (яп. Дарума Дайси), нашему «Патриарху Носа» (яп. Бисо). Может с исторической точки зрения такого не было, но в буддизме его зовут именно так, это связано с важностью носа, который является частью тела, которая первой обретает форму. Конечно же, младенец, находясь в утробе, не использует свой нос, но именно в нос дыхание входит и из него выходит. А так как жизнь это дыхание, Бодхидхарма был прозван «Патриархом Носа». И по этой причине люди Пути преподносят ему первому в первое утро Нового Года обет, исходящий из самой глубины искреннего сердца, обет практиковать с отдачей, идущей от всего искреннего сердца, именно это становится первым действием Нового Года.

Выпивая Небо и Землю, далекое и близкое исчезает;

Мы проглатываем всю Вселенную, освобождаем каждый миллиметр от предпочтений и антипатий, – вот что означает «весь дуализм исчезает». Когда ум пуст, где может остаться дуализм? Но мы должны на самом деле в действительности пережить это!

Когда повсюду не-форма, тогда где бы ни находился – все есть истина.

Это слова наставника Риндзай; быть истинным хозяином означает жить оттуда, где нет формы, где всегда чистая природа. Удалось ли нам на самом деле испытать на собственном опяте эту чистую природу? Когда то, как мы смотрим, как мы действуем в действительности свободно и независимо, тогда все, что мы делаем, истинно, не захвачено и не движимо различными мирскими вещами, желаниями, насилием, не бежит вслед за соблазнами мира.

Этот истинный хозяин наша Природа Будды, наш чистый ум, что не имеет формы; когда есть форма – это эго. Если нет формы, тогда мы можем стать чем угодно, подобно воде, которая наполняет тарелку и принимает форму тарелки, наполняет длинную трубу или наполняет квадратный сосуд и приобретает квадратную форму.

Одна и та же бесформенная вода может принять любую из этих форм и выразить истину любой из них. Потому истинный хозяин не имеет формы, и потому каждое место есть место истины.

Войти в траву, стать змеей, с безграничным намерением –

Быть всегда свежим в обете любить все живые существа.

«Стать змеей» означает жить вместе со всеми страдающими и сражающимися существами, жить прямо среди травы. Это дух смирения, обладание бодхичиттой.

Этот год – год Змеи, однако, хотя в Японии змея не очень популярна, в Индии змей является создателем всего сущего, великих рек Индии, Ганга и Инд. Но в дзэн змея отличается от индийского змея. В дзэн змея идет в траву, то есть идет в самую гущу общества, живет в обществе, среди страдающих и сражающихся людей. Не имея ограничений в произношении истины, в жизни истиной, и в то же время полируя мудрость Бодхисаттвы, чтобы всегда направлять всех живые существа, исполняя свой вечный обет, отдавая всю свою жизнь, не придерживая, не защищая свое эго.

Любить все живые существа там, где обычно люди считают важным любить кого-то одного больше или каких-то людей больше всего. В Дзэн важным является любовь одинаковая ко всем, идущая из обета, который не создан интеллектом, а содержится в каждом движении руки, в каждом движении ноги. Иначе мы не сможем дать жизнь истине. Это не может оказаться лишь концептуальной идеей по поводу истины. Это должны быть живым.

Наставник Сэппо Гисон был наследником Дхармы наставника Токусана и учителем наставника Уммона, наставника Тёкэй и наставника Гэнся Сиби. У Сэппо было огромное количество учеников, которые несчетным образом проявляли его учение  повсюду, во всех десяти направлениях.

Сэппо, когда он был монахом, имел обычай всегда приносить с собой в монастырь, в который он приходил, лопатку для риса и делать всю работу по кухне, которую так не любили другие монахи. Он всегда просил разрешения заниматься этой и другими работами, столь нелюбимыми другими людьми, и он всегда выполнял свои обязанности самым безупречным образом.

Он верил, что он не может пережить кэнсё потому, что у него недостаточно заслуг, поэтому он тихо выполнял самую неприятную работу. Когда ему было сорок шесть лет, он пережил глубокое пробуждение и немедленно множество учеников собралось вокруг него. Позже эти ученики повсюду стали распространять его учение.

Однажды наставник Сэппо разговаривал с сангхой, он сказал: «Вся Вселенная сжимается до размера рисового зернышка. Кладем ее на ладонь: если дунуть, она исчезает. Куда она делась? Вы, все! Бейте в барабан! Пусть каждый ищет ее!»

В другой раз наставник Сэппо сказал: «Нандзан подобны кобре, опасной змее, ты никогда не знаешь, когда эта змея тебя прикончит! В Дзэн говорится о Великой Смерти. Однако разве все вы не продолжаете извиваться и не переполнены ли концепциями? В этих горах живет эта змея! Берегитесь!». На это наставник Тёкэй из Эрё ответил: «В дзэндо вся сангха была отравлена этим ядом, и все мертвы!!!». Он так ответил потому, что знал о какой ядовитой змее говорил наставник Сэппо. Затем один монах спросил Гэнся Сиби дзэндзи о значении этого диалога и получил такой ответ: «Только наставник Тёкэй мог так ответить! Никто другой не смог бы сымитировать его. Но я бы ответил по-другому. Я бы сказал: «У меня есть еще более опасная змея!»» . Тогда Уммон Буннэн дзэндзи встал перед ними и громко ударил своим посохом перед наставником Сэппо, говоря: «Берегись! Ты будешь искусан и умрешь!». Наставник Сэппо призывал всех умереть полностью, и каждый из этих учеников смог так ответить потому, что глубоко и полностью пережили этот опыт.

Наставник Гэнся Сиби смог ответить превзойдя наставника Сэппо, и затем наставник Уммон Буннэн сказал то, что он уже проявил в шестидесятом случае из «Записей Голубого Обрыва» , где он сжал свой посох и сказал: «Этот посох превратился в дракона и выпил всю Вселенную, куда ты теперь направишься?». Затем наставник Уммон схватил свой посох и сам, став змеей, сказал: «Вот оно!».

Речь здесь не о змее, а об истинном Пробуждении всех живых существ. В Дзэн это не концепция, а слова истины, которые используются чтобы очистить искренний ум, вот что такое Дзэн. Концепции бесполезны для выражения этого чистого искреннего ума.

Перевод One Drop Zendo Russia Иттэки Роко Дзэндо