Практика коанов


В прошлом использовались лишь несколько коанов: «Что есть Будда?», «Что есть истинное тело Будды?», «В чем смысл прихода Патриарха с Запада?». Коаны являются полезным инструментом, с помощью которого мы можем пробудиться к нашей истинной природе, и для этой цели не нужно много разных коанов. Во время династии Тан дзэн распространился далеко и широко, и опыт патриархов оказался еще более глубоким и сущностным. И это самое учение, выражающее их пробуждение, сформировало коаны. Слова Дзёсю: «Великий Путь не сложен, просто избегай выбора и отбора». Или как учил Уммон, лишь говоря: «Ворота» (яп. кан,  門). Риндзай обращался к собранию монахов и мирян со словами: «В этой груде красного мяса есть истинный человек без ранга». Практика это пробуждение к своему изначальному уму, и учить этому, вести к этому совсем не легко. Здесь необходима глубокая мудрость. Может оказаться несложным пробудиться самому, но делиться этим опытом с другими, направлять других к такому опыту, задача невероятной сложности, здесь требуется огромная мудрость, иначе состояние ума так и останется узким и маленьким. Пробудившись сами, мы должны научиться использовать свою мудрость должным образом, использовать нашу изначальную мудрость. Все это показывает насколько сложен наш ум, насколько сложно вести других к пробуждению.

Во времена Госо Хоэн дзэндзи, Пятого Патриарха дзэн в Китае, появилась традиция записывать подтверждение пробуждения, и это привело к путанице и смятению среди искренних учеников дзэн. Так продолжается и по сей день. Именно здесь и сейчас мы должны проверять: является ли этот человек действительно пробужденным или это лишь подделка.

Множество коанов, которые остались для нас от учителей прошлого, были поделены на пять групп. И все они необходимы чтобы вырастить истинного учителя. Вот для чего существуют 1700 коанов.

Но для каждого из нас пройти даже через один коан под руководством настоящего учителя, означает пробудиться к своей природе будды.